Подборка интересного материала о кошках - статьи, фото. На протяжении многих веков кошки жили рядом с человеком. Было время , когда за убийство кошки, человек мог поплатиться жизнью. Кошка, которая гуляет сама по себе. Кошка - богиня. Гонения на кошек в средние века. Кошка и наука. Кошка в искусстве. Кошка в нашей жизни...
Кошка в Древнем Египте.
Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.
В 30 километрах к югу от Каира, рядом с поселением Саккара находится один из некрополей Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э.) — Мемфиса. Среди погребальных комплексов особенно выделяется пирамида Джосера (2789-2760 гг. до н.э.), основателя III династии. Именно при этом фараоне египтяне начали возводить грандиозные гробницы-пирамиды — символы неограниченной власти обожествленного правителя.
Однако Саккаре принесли известность не только руины Древнего царства. На территории некрополя, занимающего 9 кв. км, можно найти памятники почти всех эпох древнеегипетской цивилизации. Царей и знатных египтян здесь погребали на протяжении более трех тысячелетий.
В некрополе хоронили не только людей, но и животных — в северной части обнаружены большие захоронения соколов, ибисов, бабуинов... Каждому животному был посвящен отдельный храм, где их специально разводили, чтобы потом принести в жертву и мумифицировать.
Уже в конце XX века на востоке Саккары археологи нашли огромный кошачий некрополь у подножия холма, на котором в эпоху Нового царства стоял храм богини Бастет, женщины с головой кошки. Весь ансамбль получил название Бубастион — в переводе с греческого "Святилище Бастет".
Древние егопитяне любили и почитали кошек — об этом говорят многочисленные папирусы и росписи на стенах гробниц. Как и другие священные животные — например, соколы, ибисы, крокодилы, — кошки выступали посредниками между богом и людьми. Египтяне видели в кошке воплощение богини Бастет (греки называли ее Бубастис).
Сложно сказать, когда именно египтяне приручили кошек. Историки сходятся на том, что в середине III тысячелетия кошки уже обитали в домах жителей долины Нила. Они охотились на грызунов, оберегая амбары великой аграрной цивилизации, и постепенно превратились в домашних питомцев. Крестьяне так сильно любили своих хвостатых помощников, что после смерти обожаемой кошки безутешные домочадцы сбривали себе брови в знак траура.
Бастет символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи, женщин и детей. Изображения кошки, статуэтки и "кошачьи" амулеты должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.
Святилище Бастет осаждали толпы паломников. В храме крестьяне и ремесленники покупали мумии кошек и преподносили их жрецам, которые погребали священных животных Бастет с специальных камерах. По всей видимости, в загробном мире кошки должны были передать богине просьбы паломников — об удачном браке, о рождении ребенка, выздоровлении родственника...
От желающих послать весточку богине Бастет не было отбоя, и производство мумий поставили на поток. Об этом говорят бесчисленные останки кошек, найденные в Бубастионе. Торговле мумиями положил конец принятый в Египте закон об охране древностей.
Геродот, посетивший Бубастис в V веке до н. э., был поражен гигантским храмом богини-кошки. Греку удалось побывать на ежегодном празднестве в честь Бастет. В эти дни египтяне пили вино, веселились и ликовали.
Среди останков кошек встречаются два вида животных — дикий камышовый кот и одомашненная степная кошка. Археологи собрали данные и о возрасте животных, во многих случаях удалось определить и причину смерти.
Большинство найденных скелетов принадлежат котятам не старше 6 месяцев. Есть среди них молодые коты в возрасте от полутора до года. Более двух третей животных были убиты — кому-то размозжили череп, других задушили. В Древнем Египте только жрецы могли принести в жертву кошку. Остальным египтянам за подобное преступление грозила смертная казнь.
Кошек в Бубастионе находят в двух позах. Одни напоминают кеглю — лапы и хвост у них сложены вдоль тела. Другие вытянули лапы, а иногда и хвост, в стороны. Может быть, мумии относятся к разным эпохам? Или у них разное предназначение? Археологам еще предстоит выяснить этот вопрос.
На стенах одной из фиванских гробниц изображена сцена охоты на Ниле. Притаившийся в зарослях камыша кот неожиданно бросается на диких уток. Испуганные птицы поднимаются в воздух, и их без труда ловит молодой охотник.
Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличаются от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мирони отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками.
Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежит пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую "второсортную" мумию, египтянин тем не менее имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.
Не исключено, что хитрые жрецы намеренно наживались на торговле фальшивками. Мумии пользовались большим спросом, и, наверное, животных не всегда хватало. Храмовые работники просто не успевали вырастить нужное количество кошек для мумификации. Вот и прибегали к таким маленьким уловкам. Главное — себе не в убыток.
Как кошки распространились по другим странам? Возможно их дарили в качестве дорогих подарков, привозили из походов. Затем кошку стали брать в плаванье моряки, чтобы заручиться поддержкой богов и избавиться от надоедливых крыс.
Так кошки попали в Китай.
Народ Китая сразу полюбил кошек, тем более что они неоднократно спасали посевы и древние рукописи. Благодаря охотничьим навыкам кошка является ночным животным, а значит — представителем женского начала инь. Всё, что относилось к нему, наделялось магической силой. Кошки не стали исключением: китайцы предполагали, что карманные хищники могут видеть души умерших.
Но как назвать новое животное? В Поднебесной велосипед изобретать не стали, и просто спросили зверя, что он за покемон такой. «Мяу!» — ответила кошка. «Ну, мао, так мао!» — вздохнули китайцы. Если обладаешь усатым зверем, то обладаешь спокойной жизнью. Примерно так думали люди, поэтому стремились заполучить если не кошку, то её изображение, например, в качестве рисунка на парусах, чтоб плаванье прошло благополучно.
На новой родине кошку ценили не только как профессиональную убийцу мышей, но и как красивое животное. Уже во времена Конфуция предпринимались попытки по выведению новых пород, отличавшихся пятнистым или трёхцветным окрасом. Кстати, сам философ также считался большим любителем кошек.
В Японию кошек завезли из Китая.
Случилось это приблизительно в 710-800 годы нашей эры. Их брали на корабли, чтобы защитить товар от вездесущих грызунов.
Но не ловля мышей прославила кошек в Японии, а, скорее всего, влияния буддизма из того же Китая.. А учитывая любовь японцев к символизму, так вообще все становится предельно ясно.
Монах из секты тендаи, после многолетнего изучения буддийских писаний, решил привести накопленный опыт и рукописи в Японию. Для охраны книг от мышей он взял, как и все торговцы и перевозчики, кошку. Впоследствии кошек стали держать во всех монастырях для сохранения книг. С тех пор о кошках пошли слухи, как о хранителях священных писаний.
Приблизительно в 986-1011 гг. японский император Ихийо получил в подарок из Китая двух кошек. К ним приставили собственную свиту и купали в роскоши. По преданию, на девятнадцатый день девятого месяца 999 года у этой кошачьей пары появилось 5 котят. Что было очень знаково и необычно. Любят японцы все мистическое. Всех котят, которые родились после этого события, дарили придворным, за особые заслуги. Впоследствии таких котят перепродавали за огромные деньги. А сами кошки стали считаться символом высокого общественного статуса. Вот что пишет в своих «Записках у изголовья» Сэй Сёнагон (966-1017г.), известная средневековая писательница: «Госпожа кошка, служившая при дворе, была удостоена шапки чиновников пятого ранга, и ее почтительно титуловали госпожой мёбу...».
В Европе
домашние кошки жили и во времена Древней Греции, и во времена Древнего Рима, исполняя функцию стражей продовольствия. . В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т.д. В Древнем Риме кошка считалась символом свободы и независимости и являлась обязательной спутницей богини свободы Либертас.
Лев был одним из главных персонажей греческой мифологии, в то время как домашние кошки в ней почти не фигурировали.
Древняя Греция около 510 г. до н.э. |
Материал взят с сайта День за днём, книга за книгой.
Есть очень много книг о породах кошек, о том, как ухаживать за ними, правильно кормить, и даже о лечебном воздействии кошек на людей. Но сложно найти книги, рассказывающие о распространении этих хвостатых в нашей стране (именно в России, а не где-нибудь в Африке или на Ближнем Востоке). Большинство людей считает, что кошки у нас были испокон веков. Как в детском мультфильме – вышла из дикого леса дикая тварь. Всегда имея их под рукой, мы не привыкли – или перестали – смотреть на это существо как на некий духовный символ. Так посмотреть умел Чехов. Когда во время своей поездки на Сахалин А.П.Чехов обходил на острове ссыльных и вникал в их тяжелую жизнь, его поразил неустроенный, временный быт поселенцев. «Там чувствуется, - писал Чехов, - отсутствие чего-то важного; нет деда и бабки, нет старых образов и дедовской мебели, стало быть, хозяйству недостает прошлого, традиций. Нет красного угла, или он очень беден и тускл, без лампады и украшений, - нет обычаев; нет кошки…». Как видно, среди примет духовной жизни писатель числит и присутствие в ней кошки. Недаром же, у наших предков в ходу было выражение: «Без кота – дом сирота».
Давно уже домашняя кошка обитает в наших краях. Наиболее ранние сведения о ней дают археологические находки.
Приведу данные Всеволода Карпова «Трактат не только о кошке» (Ежегодник «На суше и на море», 1987). На территории бывшего СССР самые древние останки домашней кошки найдены в Армении, при раскопках развалин древней урартской крепости VII века до н.э. Тейшебаини. В одном из винных сосудов был обнаружен скелет кошки – возможно, погналась за мышкой и угодила в пустой кувшин. Также останки древней кошки были найдены в развалинах античного города Ольвии в Северном Причерноморье. Археологи датируют найденные кошачьи косточки VI веком до н.э. Появление самых первых экземпляров домашней кошки именно в Урарту и Ольвии закономерно. В тех местах оживленно торговали с соседними странами, с греческими колониями, и даже с Египтом, т.е. были накатанные дороги для проникновения домашней кошки на новые земли. Позднее, на рубеже старой и новой эры, домашние кошки появляются в других античных городах Северного Причерноморья – Танаисе, Нимфее, Фанагории и др. Как видно, кошки предпочитают жить в больших и богатых городах. В селениях никаких следов кошек не обнаружено. Скифы тоже знавали кошек, хоть и в единичных экземплярах.
В начале нашей эры путь от берегов Черного моря в суровые северные земли будущих российских городов был не очень гладким, а кошачье поголовье не отличалось изобилием, поэтому мода на кошек продвигалась на север медленно. Во II-V веках н.э. археологи отмечают появление домашней кошки в трех поселениях, существовавших на территории Одесской, Черкасской и Кировоградской областей. В каждом из этих поселений найдено по одной кошачьей особи. Не подумайте, что археологи плохо работают. Просто, очень уж редким было в те времена это существо. В VI-VII веках кошка появляется в лесных краях – останки ее найдены при раскопках вблизи Ярославля, а также в древнем Пскове. Затем в VII-IX веках, кошка попадает в Старую Ладогу, в тот же период она была известна в Среднем Поволжье, а в X-XIII веках – в землях Древней Руси. Археологические находки ее отмечены в Новгороде, старой Рязани, Москве, Киеве. А вот в древнерусском охотничьем городе Гродно, скрытом дремучими лесами с изобилием дикого зверя, домашняя кошка не была известна вплоть до XIII века. Интересные находки сделаны при раскопках погребений X-XI веков в Ярославском Поволжье. Ученые вскрыли там около 600 курганов, из которых 200 выделялись одной особенностью – в них найдены останки жертвенных животных. И только в двух курганах из 200 найдены кошачьи кости, причем оба раза это были женские погребения.
Любопытные раскопки относятся к разорению Киева татаро-монголами в 1240 году, когда город сгорел. В первом случае, когда возник пожар, в доме никого не было, но взаперти осталась кошка, а хозяйка кошки – девочка, не забыла о своей любимице и попыталась спасти ее, но погибла под обвалившимся горящим зданием. Во втором случае останки кошки найдены у большого деревянного ларя с россыпью горелых зерен разных злаков на полу – там хранились запасы хлеба. То есть кошка погибла «на службе».
Сколько же стоила кошка? Сугубо официальные записи Московской Руси говорят о том, что кошка представляла в былые времена ценное имущество. И стоила она громадных денег. До нас дошел замечательный документ XIV века, в котором точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, и других домашних животных. Это своеобразный свод законов, который историки называют «Правосудье митрополичье». Он является одним из древнейших исторических документов на Руси, в котором упомянута кошка как домашний зверь. Она появляется в статье, определяющей наказание – денежный штраф – за хищение домашних животных. Естественно, что величина штрафа зависела от ценности украденного животного и косвенно говорила о его стоимости: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». В те времена, гривна – это слиток серебра массой 205 граммов, куна – 50-я часть гривны. Таким образом, кошка оценивалась в три гривны – так же, как и незаменимый в хозяйстве вол. Кошка приравнивалась к трем резвым скакунам или к целому стаду баранов! 1 кошка=3 коровы. Одна лишь собака ценилась столь же высоко. Чтобы заработать 3 гривны, даже при сказочном жалованье, положенном князем Ярославом строителям древней киевской церкви, надо было трудиться, не разгибая спины два месяца.
К XIV веку кошка стала заметным деловым животным. Первыми оценили кошку в этом качестве святые отцы и, дабы пресечь участившиеся хищения ценного зверя, поставили его под защиту подходящей статьи церковного свода законов. Но и тогда еще кошачье поголовье на Руси было невелико. Кошку в те времена могли не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого люда имелось немало. На редкостное создание смотрели косо. Кошка – животное подвижное и любознательное, с вредоносными и бесовскими повадками, шныряет по чужим погребам, чуланам да птичникам, а владеют ею лишь богатые. Всё зло от них, так не грех и отплатить им.
Естественно, что такой дорогой предмет был не по средствам даже зажиточным людям, не говоря уже о бедняках. Поэтому, первоначально кошка, как редкостная невидаль и полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Но постепенно, зверь диковинный стал «просачиваться» и в круги победнее, т.е. широкое распространение кошек на Руси началось лишь с XIV века.
Кот Алабрыс. Лубок, конец 17 в.